11Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 14соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Толкование Феофилакта Болгарского
1Тим.6:11. Ты же, человек Божий.
Великое достоинство! Правда, все люди – Божий, но преимущественно праведные, – не по той причине только, что они создания Божий, но и по причине своей близости к Богу. Если ты – человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога, но что?
Убегай сего, а преуспевай в правде.
То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал, отступи и приступи, но:«убегай сего и преуспевай в правде» , чтобы никого не ограбить, как делают хотящие обогатиться.
Благочестии.
Разумеет догматы.
Вере.
Которая не допускает исследования.
Любви.
То есть в правильном образе жизни, ибо основанием его служит любовь.
Терпении, кротости.
От любви происходит терпение и кротость. Ибо любовь все переносит и долготерпит.
1Тим.6:12. Подвизайся добрым подвигом веры.
То есть за веру стой непоколебимо и непобедимо – силой слова и безукоризненной жизни.
Держись вечной жизни.
Вот и высокая награда за подвиг – это вечная жизнь.
К которой ты и призван.
Ибо к надежде на вечную жизнь ты призван.
И исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
Здесь апостол хвалит его дерзновение и мужество, как исповедавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаемся Христу. Обрати внимание, что требуется не одно только исповедание, но и терпение, чтобы все время оставаться верным своему исповеданию, чтобы не отступить от него даже во время сильного гонения.
1Тим.6:13. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе.
Умножая страх и делая ученика более непоколебимым, он призывает во свидетели Бога, показывая, что это не человеческие завещания, с той целью, чтобы, имея всегда в мысли, он воспоминанием об этом приводил в сотрясение свою душу. «Все животворящим» . Здесь содержится ободрение среди опасностей и воспоминание о воскресении; как бы так говорит апостол: не бойся смерти, ибо ты раб Бога, Который может все оживотворить. «И пред Христом Иисусом, засвидетельствовавшим» . Еще от примера Учителя берет наставление. Как Он свидетельствовал, так и мы должны подражать Ему. Будучи вопрошен от Пилата: «итак, Ты Царь?» – Он отвечал: «Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37). И многое другое. Он засвидетельствовал и исповедал.
1Тим.6:14. Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно.
То есть чтобы ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя.
Даже до явления Господа нашего Иисуса Христа.
То есть до твоей кончины, до исхода. Впрочем, не сказал так, но сказал: «даже до явления» , чтобы больше ободрить его, напомнив и о страшной оной славе.
1Тим.6:15-16. Которое в свое время откроет.
То есть в приличное, предопределенное время. Поэтому не печалься, что оно еще не наступило.
Блаженный и единый сильный.
И это апостол говорит для утешения, чтобы Тимофей не смотрел на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилеплял взоры, Который есть само блаженство, в Ком нет ни печали, ни воздыхания; чтобы не боялся земных каких-либо властителей и царей. Вместе с тем он приготовляет его к тому, что откроет Его пришествие. Ибо Он «единый сильный» . Все это сказано о Сыне. А слово «единый»апостол употребил для противопоставления Его людям, или ложным богам, но не по отношению к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие.
Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию.
Который обитает в неприступном свете.
Неужели Он местом определяется? Или одно – свет, а другое – Он Сам? Конечно, и Он Сам свет. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда мы хотим провещать что-либо великое? Неприступен сей свет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может.
Которого никто из человеков не видел и видеть не может.
То есть по Божественности. Он виден был и есть только по человечеству. Святой Иоанн Златоуст понимает так, что в вышесказанном говорится о Сыне, а в последующем преимущественно об Отце, хотя слова эти приложимы и к Сыну, и к Духу.
Ему честь и держава вечная! Аминь.
Итак, если держава Его вечная, то ты не должен бояться, хотя она теперь и не открывается. Если честь Его вечная, то ты не должен отчаиваться, хотя теперь Его и не почитают. Безукоризненно мы можем это только делать, – то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его. Благовремение апостол изъясняет здесь учение о Боге. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то и описывает славу Его, чтобы больше тронуть слушающего.